Домашняя Вверх

                             СЕВЕРНЫЙ                                                         

 

 

   

         «ТЫ НА СЕВЕР, Я НА ЮГ…»

 

«Южный городок» - бывший населённый пункт в районе автовокзала. Возник в период строительства магистрали «Москва-Донбасс» в начале 1930-х гг. Перед войной в Южном городке построили несколько бараков и частных домиков. А. Кузьмичёв в романе «Одиннадцатый класс» пишет так: «Поезд, поскрипывая, медленно трогается, проползает под пешеходным мостом… и,… сворачивает за   белые спящие домики Южного городка – на Елецкую ветку». Это жильё стояло до начала 1950-х гг., а потом бараки снесли из-за ветхости. На освободившейся территории в 1956 г. соорудили автовокзал с большой стоянкой для автобусов, а рядом в 1960-х гг. построили магазин «Продукты», сейчас это торговый центр «Ваш дом».

В 1950 г., рядом с Южным городком, через линии железной дороги,  построили здание современного пассажирского  вокзала с большим залом ожидания, комнатой для матери и ребёнка, медпунктом, газетным киоском, рестораном. Вокзал сооружали юноши и девушки почти со всех предприятий и учреждений города. Тогда такие стройки назывались комсомольскими.

ФАКТ. Из газеты «Сталинское знамя»: «В горком комсомола, в строительные организации поступает множество заявлений от молодёжи. «Хочу быть участником нового строительства. Николай Демидов», «Буду строить вокзал. Стрелочница Ермолаева», «Прошу посодействовать о моём переходе на строительство вокзала. Я  слесарь и электросварщик.  А. Дудукин и т.д.».

5 ноября 1968 г. от вокзала по направлению Узловая-Ожерелье впервые отправился пассажирский дизель-поезд, раскрашенный ярко-красной краской.

ФАКТ. Поезда такого класса изготавливали в Венгрии. В вагонах около 400 мест. Дизель может развивать скорость до 105 километров в час.

В 70-80-е гг. XX в. в Южном городке ещё можно было увидеть несколько одноэтажных домов частных владельцев. Сейчас здесь нет ни одного жилого строения.

5 ноября 1992 г. вступил в эксплуатацию новый автовокзал.

В конце XX в. «Южный» соединился с микрорайоном машзавода, поэтому земляки практически перестали произносить его наименование в разговорной речи.

«Северный городок» - возник как посёлок железнодорожников в 1930-х гг. Название получил, потому что находится в северной части города.

Во время строительства выкопали первые землянки. Даже почтальоны приносили письма с такими адресами: «Узловая, Северный городок, землянка 69».

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Привожу примерное описание землянки на пятерых человек: «Место выбирали повыше, чтобы не заливали почвенные воды. Котлован 3 x 4 или 5 метров выкапывали на глубину не более 1,5 м. Над землёй жилище возвышалось сантиметров на 50-60, чтобы можно было сделать небольшие оконца. Внутри стены обивали, как правило, горбылём, а крыша делалась чаще всего двухскатной, с небольшим уклоном – и тоже из горбыля. При входе в землянку была отгорожена небольшая кухонька, в которой выкладывалась печь – плита, обогревающая всё помещение. Коек у многих не было – их заменяли нары из того же горбыля. Как могли, создавали уют: занавески на оконцах, известковая побелка стен и потолка, простенькие половички на дощатом полу». (Из книги Земля Новомосковская / под общей редакцией А.Е.Вишневецкого, Тула, 2000).

ФАКТ. На Северном в 1930-х гг. находился  микрорайон «Шанхай» (см. словарь).

В 1930-х гг. в городке построили бараки и несколько каменных двухэтажных домов. Из воспоминаний Д.В.Романова: «Железнодорожники соорудили и свой клуб, тоже барачного типа. В нём работали кружки самодеятельности и духовой оркестр. В 1939 г. в бараке открыли начальную школу № 40, которая в 1948 г. стала средней школой № 4».

До войны на Северном городке находился аэроклуб.

ФАКТ. Краевед И.Г.Ионкин писал: «В начале 1930-х гг. на Северном городке была создана планёрная школа (филиал Сталиногорского аэроклуба), которая работала несколько лет. Её успешно закончили наши учащиеся: Дмитрий Медведев, Анатолий Бордун, братья Жеребцовы, Константин Шубин, Павел Бунин, Василий Попов, Иван Захаров. Впоследствии лётчики Д.Медведев стал Героем Советского Союза, А.Бордун – командиром авиационной дивизии, братья Жеребцовы и И.Захаров погибли смертью храбрых. Офицерами, кавалерами многих орденов и медалей, стали К.Шубин, П.Бунин и В.Попов».

В 1957 г. началась коренная реконструкция Северного городка. На улицах Вагонников, Локомотивной, Матросова, Зои Космодемьянской и др. стали строить первые коттеджи со всеми удобствами. Среди жителей преобладали железнодорожники и шахтёры.

В 1965 г. открыли новое здание средней школы № 4.

ФАКТ. Из газеты «Знамя»: «Школу на Северном городке построило третье управление... 960 учащихся могут разместиться в классных комнатах и кабинетах. ...13 сентября 1965 г. Утро хмурое. Но это не удручает ребят. Сегодня занятия в новой школе! Празднично одетые, с букетами цветов дети собрались на линейку. Её открыл директор школы К.В.Чернышёв. После торжественных слов Галине Ломакиной, ученице 1 «А» класса, было предоставлено право разрезать ленточку у порога новой школы».

В Северном городке ещё расположены: автошкола РОСТО, ПУ-31, ОАО «Узловская районная электросеть» (организована в 1966 г.). 

 

Вокзал, 1970 г.


 

Бараки на Северном городке


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Отправить сообщение  mestechki-uzl2006@yandex.ru
Дата изменения: 20.12.2008.
Hosted by uCoz